Решил выложить сюда старые фото кометы C/2011 L4 (PANSTARRS), которая стала первой кометой, которую мне удалось фотографировать и, более того, наблюдать визуально (в подзорную трубу). Это было весной 2013 года. С тех пор мне удалось снять еще 6 комет, а вот с визуальными наблюдениями не задалось, хотя с тех пор на нашем небе гостили еще две кометы, достигшие примерно того же блеска, что и C/2011 L4. Впрочем, C/2011 L4 (PANSTARRS) запомнилась не только удивительным видом в трубу, сама охота за ней была очень увлекательной, к тому же для меня это было впервые. А вообще, этот пост скорее о том, как не надо фотографировать кометы, но обо всем по порядку. Когда я увидел сообщения о грядущей комете, у меня еще не было астротрекера, имелся лишь Canon 450D на штативе да советский телевик Юпитер-37 (135мм, f/3,5). Отсюда сразу следовало ограничение на максимально допустимую выдержку: 2-3 секунды, не больше. Правда, для первой встречи с кометой и это не понадобилось. Комета "вынырнула" к нам из Южного полушария, при этом находилась очень близко к солнцу, и первые попытки ее запечатлеть предпринимались сразу после захода дневного светила. На второй вечер (12 марта) усилия увенчались успехом: комета отчетливо проявилась в солнечном зареве, хоть и без особых деталей - небо было слишком светлым; зато не было проблем с выдержкой (на снимке комета вверху, правее нее видны темные следы самолетов). Когда в очередной раз погода позволила наблюдать комету, было уже 29 марта (второе фото). За это время хвостатая померкла, зато удалилась от солнца, что позволило поснимать ее на ночном небе. Хоть наблюдения и велись в городе, вид в трубу был весьма неплох, хвост был куда шире, чем на фото. И вот почему: как я уже писал выше, съемка велась с неподвижного штатива и была ограничена выдержкой 2-3 секунды, к тому же. я побоялся задрать ISO до максимума (на моей камере 1600), ограничившись двумя сериями фото с ISO 400 и 800. В какой-то мере ситуацию спасла программа для сложения астрофото - DeepSkyStacker. Примерно сорок темных шумных кадров, из которых DSS по мере возможностей вычла шумы - и оппа - появилась комета. Еще было красивое сближение кометы с Туманностью Андромеды (9 апреля, 3 фото), однако, городская засветка изрядно подпортила момент. Ну и последняя встреча с C/2011 L4 произошла в первый день лета, на светлом июньском небе (4 фото). К тому моменту об этой комете уже стали забывать - она сильно поблекла, да и посветлевшее в Средней полосе России небо не благоприятствовало астрономическим наблюдениям. Однако, появились два обстоятельства, которые вернули интерес к C/2011 L4 (PANSTARRS): во-первых, хвост кометы, который мы до того видели в виде широкого веера, повернулся к нам "ребром", что резко увеличило его удельную яркость (суммарная яркость при этом, понятное дело, не изменилась, а вот площадь сечения уменьшилась во много раз). И, во-вторых, комета приблизилась к Северному полюсу мира, что позволило с неподвижного штатива снимать ее с 30-секундными выдержками. Конечно, пришлось пошаманить в DSS и ГИМПе (что прекрасно видно по "качеству" фото), но сам факт очень радовал: с помощью простенькой зеркалки, не особо светосильного объектива и без астротрекера удалось наблюдать на светлом небе объект, который без небольшого телескопа увидеть было нереально.
В общем, в качестве короткого итога можно сказать следующее. Даже наличие не слишком серьезной фототехники позволяет заметно расширить круг доступных наблюдению астрономических явлений, однако, очевидно, что все же лучше иметь астрономическую монтировку с ведением, чтобы не быть ограниченным секундными выдержками; высоких ISO бояться не стоит (их можно компенсировать количеством кадров; вообще сложение по самому простому алгоритму - усреднение - снижает шум примерно в корень квадратный из N раз, где N - количество сложенных кадров), а наблюдения лучше проводить за городом на чистом и незасвеченном небе. Ну и программка типа DSS (есть несколько аналогов, хотя, для новичков прекрасно подходит и эта) - обязательный обитатель компьютера любого, кто решит заняться астрофото.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Курочкин Валерий
4 Дек 2014 - 15:21
Вот как интересно написано, что руки зачесались самому попробовать. Мда, только страшновато ввязываться в новые виды съемки из-за всесокрушающего чувства перфекционизма.
S.Ionov
4 Дек 2014 - 19:03
Да, Валер, при твоей привычке к самокопанию и самобичеванию, начинать новые темы опасно. Затянет. Да и не очень-то в Москве звёздное небо поснимаешь.
Курочкин Валерий
4 Дек 2014 - 21:02
А я не в Москве
VLANN
4 Дек 2014 - 23:15
Вот и будет стимул выбраться куда-то, чистым воздухом подышать.
VLANN
4 Дек 2014 - 23:14
Тут есть один нюанс: если ограничиваться астрофото дипскай-объектов (объектов глубокого космоса: галактики, звездные скопления, туманности разнообразные...), то тут перфекционизм лишним не будет, ибо объекты эти висят на небе постоянно, и никуда не денутся, так что в сети навалом качественных фото любого такого объекта, и плодить их самодеятельные кривые фотографии уже не так интересно. А вот фото редких астрономических явлений - другое дело. Тут на первый план выходит охотничий азарт, удовлетворение интереса, а качество (если оно есть) - не более чем приятный бонус. Многие явления столь быстротечны, что сам факт их наблюдения уже в радость. Снимки, которые я тут выложил, по сути, срам, но у многих любителей-астрономов и того нет: кому-то не повезло с погодой, кто-то пропустил все интересное из-за занятости и т.п., к тому же, это мой первый опыт астрофотографии, а начинать с чего-то надо. В общем, если есть интерес - пробуйте, бояться нечего. Тем более, у многих местных обитателей, судя по фото, есть неплохие полнокадровые зеркалки и светосильные объективы, так что даже при съемке с неподвижного штатива можно достичь куда более приличного уровня фотографий, если снимать такие относительно яркие кометы, метеорные потоки, астрономические пейзажи и прочее, что не требует наличия специализированной техники (монтировок с моторами и телескопов).
Аникеев Владимир
4 Дек 2014 - 21:56
Нет, Валера такую фразу как "всесокрушающего чувства перфекционизма." без стакана не выговоришь... Переведи!
Курочкин Валерий
4 Дек 2014 - 23:16
Ха, так я печатал по букавкам
S.Ionov
5 Дек 2014 - 00:05
Валера, вообще, в последнее время замечен в использовании сильно умных слов. Я уже википедию не закрываю, чтобы понять о чём это он.
Курочкин Валерий
5 Дек 2014 - 02:26
Про перфекционизм мне Витя выдал. Это значит стремление к лучшему, читай идеальному.
Аникеев Владимир
6 Дек 2014 - 18:43
Ничего, нас иностранными словами не запугаешь, это космополитизм понимаешь...
Dobro
7 Дек 2014 - 15:13
Очень интересно написано, попробовать было бы здорово. Надо бы Вас на встречу к нам затащить, чтобы объяснили мне бестолковому как с автоматической монтировкой работать. В москве не бываете? Было бы здорово встретиться, пообщаться. Хотя может и меня в Нижний занесет, я раньше часто к вам ездил
VLANN
7 Дек 2014 - 23:19
В Москве я давно не был и буду, наверное, нескоро. Правда, что касается монтировки - я работал только с кривой самоделкой, так что толку от меня в данном направлении мало. Тем более, я тут перечитал старый коммент и обратил внимание, что монтировка у вас азимутальная (как вы написали) , так что с ней все сложнее, чем я тогда по невнимательности написал в ответе (моя-то самоделка экваториальная, вот и облапошился). С экваториальной все действительно просто: ось ее вращения выставляется на Полюс мира, включается часовой привод - и она ведет астрохлам (камеру, телескоп) за звездами (при этом хлам вращается в плоскости небесного экватора). Азимутальная (вернее, альт-азимутальная) монтировка имеет два привода, один из которых, соответственно, корректирует положение телескопа по азимуту (в горизонтальной плоскости), а второй по высоте. В принципе, такую штуку имеет смысл использовать в связке с громоздким оборудованием (каким-нибудь супер-пупер здоровенным телескопом с огромной апертурой), поскольку экваториальная монтировка имеет шанс не потянуть такую "игрушку" (ведь ее ось, в зависимости от широты, наклонена, а вращать тяжелую махину на наклонной оси проблематично даже при условии, что она хорошо сбалансирована противовесами). Еще я не знаю, как на промышленных монтировках крепится фотокамера, полагаю, что придется переходник искать...